воскресенье, 23 июня 2013 г.

Купальская ночь


...В сенях кто-то громко закряхтел и затопал. Потап, немолодой мужчина с начинающей седеть бородой, староста деревни, поднял голову от сети, которую чинил в неверном свете нескольких лучин. "Кого там еще притащило в такую темень?" - Потап вздохнул. Кто бы это ни был, столь поздний визит не предвещал ничего хорошего. И вправду, ничего хорошего не случилось, в приоткрытую дверь просовывалась жиденькая борода деда Хвёдора. Староста деда Федю недолюбливал: за склочный характер, за вредность и за любовь к сплетням, которые сам дед называл "свяжими новоцтями", всегда при этом поцокивая языком.

Йе-е-ех, Потапушко! - Видя, что хозяин дома и на ходу перекрестившись на красный угол, Хвёдор протопал в хату и сел на лавку напротив старосты, - Новоцти слышал? Потап, зная, что лучший способ поскорее от сплетника избавиться - это выслушать, отрицательно мотнул головой.

Купала скоро! - Продолжал дед. Потап хмыкнул - на новость это никак не походило, до солнцестояния оставалось чуть более седьмицы. Деревенские девки уже дошили сарафаны, а в сарае у самого старосты уже лежало готовое чучело Ярилы, - А на Купало у нас что? - Хвёдор не обратил внимания на хмыканье, весь поглощенный собственным рассказом, - На Купало у нас папоротник цвятет! - Дед поднял узловатый палец вверх, придавая вес словам. Палец был грязен, а ноготь - желтого цвета. Потап, все так же молча, покачал головой.Цвет папоротника не видели уже много-много лет - на памяти старосты ни разу - хотя каждый год молодые парни отчаянно уходили в купальскую ночь в лесную чащу. По младости староста, бывало, тоже так развлекался, но сейчас, убеленный сединой, уже не понимал, к чему это было. На том, что давал цвет папоротника нашедшему, не могли сойтись ни кощунники, ни ведуньи: то клады, то язык зверей, то исполнение всех желаний. Очнувшись от дум, Потап вернулся к дедову рассказу, который совсем разошелся: что-то с жаром говорил и размахивал руками, - ...а бабка-то Аграфена говорит, мол, знаю, где нонеча расцвятет - на том же самом мясте, где мы празднество проводим! А Аграфена я уж не помню, чёбы в вещунстве ошибалася! Ох, и связёт жеж тому, кто первый ухватит!.. Ну да ладно, побёг я к свату, тож новоцтью порадую! - И дед, слегка загребая лаптями, тут же скрылся в дверях. 



"Ну, дела..." - Потап потёр мозолистой рукой затылок. Позабытая сеть лежала на лавке. - Слышь, хозяин, - Из раздумий его вывел скрипучий приглушенный голос из-за печи. Домовой высунул свою лохматую голову из-за печи и уставился на Потапа круглыми, как у совы, глазами, - Хведька-тот, знамо, балабол, но ты, чай, понимашь, что где цвёт, там и вся нечисть сберётся? И что будет, если цвёт в недобры руци попадёть? Сходил б ты к бабке Аграфене, погутарил насчёт оберегов... Нацепив шапку, староста, вышел из дома, так и не проронив ни слова...

























Комментариев нет:

Отправить комментарий