пятница, 16 августа 2013 г.

Котильон: танец-игра

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века. Именно в это время все балы были покорены вальсом. Говорят что название этого танца- игры, придумали французы в честь прекрасной половины человечества, ведь слово Cotillion с французского можно перевести как «юбка». Котильон берет свое начало из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных исполнения фигур.
Котильон был любим ещё в 20-х веках 19-го века, и в середине века он стал завершающим аккордом бала. К концу 19 века более популярным стал котильон с аксессуарами.
Этот танец включал в себя движения многих танцев - вальс, голоп, полька. В середине века в котильон вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору.

В начале 20-го века котильоны уже считались старинными танцами и все реже появляются в бальных книжках того периода. Существуют несколько правил исполнения котильона.
1. Необходимо определиться с постоянным партнером на все время исполнения танца (а нередко танец затягивается на очень длительное время)
2. Место (стулья, на которых сидят пара или дама) закрепляется за танцующими на все время танца.
3. Последовательность пар в танце сохраняется на всем его протяжении: если начали танец вторыми, то и тацетов этой последовательности весь котильон.
Порядок котильона должен быть следующим:
1. 1.Загодя, перед началом танца или в начале бала, выбирается кавалер-распорядитель, который выбирает своей дамой ту, для которой дается бал (чаще всего дочь хозяев или именинницу)
2. Кавалер-распорядитель и его дама, становятся первой парой, и именно от них зависит порядок котильона, ведь именно кавалер-распорядитель предлагает фигуры, следя за их исполнением.
3. Если пар слишком много то общество разделяли на 2,3 и больше группы по 12-25 пар, и в каждой паре назначался помощник кавалера-распорядителя.

Вашему вниманию предложим несколько танцев-игр. Со временем мы будем пополнять этот список новыми  и интересными интерпретациями этого танца.

  Короли и королевы
К подносу с разложенными на нём картами подходят 4 кавалера и 4 дамы, каждый выбирает себе по карте. У кого совпали король и королева, те танцуют вальс или следующий танец вместе

Веселый котильон
В голове зала на стуле сидит кавалер с завязанными глазами. К нему подходит 1 кавалер и 1 дама. Сидящий кавалер указывает рукой направление: направо или налево и идет танцевать вальс с выбранным партнером: если с указанной стороны от сидящего кавалера была дама, кавалер танцует вальс с дамой, если же в указанном направлении кавалер, то вальс будут танцевать 2 кавалера в одной паре. Оставшийся/аяся не выбранным/ной кавалер или дама, садится на стул и закрывает глаза, теперь уже к нему или к ней подходят 1 кавалер и 1 дама.

Перемена дам
Танец: вальс
Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается не теряя такта.

Тройки
Первый кавалер танцует тур вальса, оставляет партнершу и выбирает двух дам в левую и правую руку, его партнерша - двух кавалеров. Они встают тройками, кавалер подводит двух дам к даме с кавалерами. Каждый танцует с тем, кто оказался напротив...

Тур де дам
Танец: полька
Дамы парами бегают, кавалеры тройками и ловят и окружают, танцуют те кавалеры, которых выбрали дамы, оставшийся присоединяется к другим свободным кавалерам.

Каналы Венеции
Танцующие встают в 2 колонны: колонна К и колонна Д лицом к противоположной колонне.
Первая с головы зала пара встречается по центру колонны, вращается 1 круг на месте и Д идет к ближайшему К (следующему после "своего") и подает ему правую руку так, что образуется "арочка" (далее руку подавать следует каждому следующему кавалеру, не пропуская никого). К проходит под рукой своей Д спиной и идет к колонне дам, подавая руку крайней Д (далее руку подавать следует каждой следующей даме, не пропуская никого). Д бежит лицом под рукой своего партнера и к следующему кавалеру колонны кавалеров. К снова уходит под рукой своей дамы спиной. Описание повторяется с каждым следующим партнером.
Как только первая пара освободилась, уже новая первая в голову зала пара повторяет все, проделанное предыдущей парой, выполняя переходы от линии к линии синхронно с предыдущими. Во время всей игры колонна неторопливо движется в голову зала.

Тройки
Танец: полька, галоп
начинающие пары: одна
аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты)
Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.
Источник: Стуколкин Л. П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб. 1890, Распорядитель на балах : Варшава. 1888. с.59-60

Бабочки
Танец: полька
начинающие пары: одна
аксессуары: нет
Пара делает круг польки. Затем кавалер приглашает четырех кавалеров, двоих берет под руки, двоих - за руки (так чтобы получившаяся фигура при взгляде сверху напоминала бабочку с четырьмя крыльями).Дама приглашает четырех дам, и они становятся так же как и кавалеры. Пятерки начинают кружиться друг вокруг друга в ритме польки, пока не сойдутся лицами. Тогда кавалеры приглашают дам, оказавшихся перед ними. Круг польки.
Источник: Распорядитель на балах: Варшава. 1888

Подстерегатель
Танец: любой
Начинающие пары: все желающие + один кавалер
Аксессуары: нет
Фигура аналогична детской игре в горелки. Пары встают в колонну, одинокий кавалер - во главе колонны, спиной к остальным. Последняя пара начинает обходить колонну, стремясь соединиться перед одиноким кавалером. Одинокий стремиться поймать даму, но не имеет права оглядываться. Кто из кавалеров поймал даму - тот танцует с ней круг. Оставшийся занимает место одинокого кавалера.
Источник: Распорядитель на балах: 1888

Молния
Танец: галоп
Начинающие пары: все желающие
Аксессуары: нет
Пары в закрытой танцевальной позиции стоят в одну линию, на расстоянии 1,5-2 м друг от дуга. Первая пара галопом начинает всех обходить, изображая зигзаг молнии: одно па галопа (4 глиссе) влево, одно па вправо. Когда пара доходит до хвоста колонны, начинает движение вторая пара и т.д. Рекомендуется перед началом фигуры занимать пространство в пол зала длинной. Если много желающих исполнить фигуру - можно выстроиться двумя - тремя линиями.
Источник: Распорядитель на балах : Варшава. 1888.

Железнодорожный мост
Танец: галоп
Начинающие пары: все желающие
Аксессуары: нет
Все пары встают в две колонны, кавалеры из первых пар каждой колонны договариваются, чья колонна первая, чья - вторая. Колонны начинают двигаться галопом друг навстречу другу, первая колонна поднимает руки "ручейком", вторая проскакивает сквозь нее. Затем колонны снова встречаются, но теперь уки поднимает вторая колонна и т.д. Источник: Распорядитель на балах: 1888. с.67-68

Волк
Танец: любой
Начинающие: все желающие дамы и один кавалер
Аксессуары: нет
Фигура аналогичная народной игре "коршун". Дамы становятся "паровозиком", держа друг дуга за талию. Кавалер пытается оторвать от цепочки последнюю даму, она старается от него улизнуть, а первая дама стремиться кавалеру помешать. Если кавалеру это удалось - он танцует с дамой круг, а другой кавалер начинает охоту за следующей дамой. Если за 2-3 минуты он этого не смог сделать - уступает свое место следующему кавалеру.
Источник: Де-Колиньяр. Самоучитель бальных танцев. М. 1890. с. 189


Источники:  Школа старинного танцы СПбГУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий