суббота, 13 октября 2012 г.

Механический мир. Поговорим о стимпанке


«…По узким, темным улочкам Лондона вышагивает огромный робот. Его тяжелое металлическое тело поскрипывает, а из трубы, расположенной в не самом удачном месте, валит пар.
- Очередное творение доктора Хайгела? - произнес молодой бобби своему напарнику, стараясь перекричать скрежет шестеренок и провожая взглядом металлического нарушителя спокойствия.
- Да, новая паровая машина. Совсем из ума выжил старик! – так же громко ответил ему повидавший в своей жизни немало напарник, подкручивая черный ус.
Джонатан Хайгел, старый ученый и изобретатель, усердно крутил педали внутри металлического шара, заменявшего роботу и голову, и тело. В его глазах, прикрытых очками, светился восторг и та самая капелька безумия, которая делает из простого человека великого ученого. Дергая за латунные рычаги доктор Хайгел направляет клепанные стопы своего детища к дому давнего друга и партнера по спорам мистера Уизли, ведь именно из-за спора с этим старым рыжим маразматиком Джонатан собрал подобное чудо механики и заставил его ожить!...»



Мир стимпанка - мир сумасшедших ученых и их гениальных помощников. Мир, где механика и паровые машины не дали никакого шанса для развития электроники, а магия - совсем не сказка для младшего дошкольного возраста.
Давайте же подробнее рассмотрим стимпанк под призмой и разберемся в его многообразии. И начнем с самого начала.
Стимпанк («steam» англ. – пар) - это подвид фантастики, где главенствующее место заняли паровые машины и всевозможные механизмы. Классический стимпанковский мир - это города и веси второй половины 19 века, а действия происходят в Англии или Америке этого периода. Несмотря на то, что стимпанк - литературный жанр, настоящую популярность он приобрел благодаря аниме и ролевым играм.
Давным-давно, когда я буквально ходила пешком под стол, в 1987 году, два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер впервые употребили этот термин в споре над произведением как насмешливой пародией популярному тогда киберпанку. Оттуда и пошли «реальности», где хозяйствуют паровые технологии, фабричные пейзажи и сильное расслоение общества.
В отличие от своего «старшего брата» стимпанк основывается если не на реальных, то на вполне возможных технологиях, а уровень развития традиционно основывается на викторианскую эпоху - время, когда наука свершила небывалый скачек вперед – освещение лондонских улиц, прокладка первого метро, повсеместная индустриализация. Именно в этот период паровые двигатели «завоевали» мир, и именно они положили основу названию этого жанра.
А причем тут «панк»? В данном случае имеются ввиду «панковские» идеи в самой их основе – яркая индивидуальность, ставящая под сомнение традиции и предрассудки и противостоящая всем государственным и общественным институтам.
Стимпанк появился не «из неоткуда». Кто из нас в детстве не зачитывался такими книгами как «20 тысяч лье под водой»? Помним кто написал? Конечно! Это дедушка Жюль Верн! Именно его гениальные творения оказали сильнейшее влияние на возникновение стимпанка. Хотя, конечно, нельзя недооценивать роль в становлении этого жанра и таких писателей как Конан Дойля, Герберта Уэлса и Эдгара По. В общем, если вы хотите быть настоящим стимпанкером - не достаточно сшить себе жилет и надеть на лоб глоглы – идите библиотеку и читайте классику!
Пока особо впечатлительные личности пошли повышать свой литературный уровень мы еще немного порассуждаем на тему стимпанка.
Итак, любой жанр имеет свои отличительные черты: если я скажу слово «эльф» - все мне в один голос ответят «фэнтэзи!», если я вспомню «кольт и лассо» - все сообразят про вестерны, а если я упомяну трубку и скрипку….. В общем аллегории понятны? Вот и стимпанк тяжело с чем-то перепутать, как и «Властелина Колец». В первую очередь это внешний вид и атмосфера. Стимпанк - это Диккенс и незыблимый Конан Дойл в мире паровых машин – джентльмены в цилиндрах, дамы в платьях с тюрнюрами, и все это сдобрено аэромобилями и паровыми роботами, которых обслуживают грязные полуголодные рабочие. Отсюда и антиутопичные антуражи и настроения, смешанные с готикой. Металл, клепки, кожа, сажа, механические элементы, замешанные на моде виктарианской эпохи – вот он, костюм стимпанкера.
Оружие тяжелое и массивное: автомат Томпсона, револьвер Лефоше, бомбы с часовым механизмом. И все это лязгает, пыхтит, свистит и очень загадочно грохочет. Типичные персонажи стимпанка - это сумасшедшие ученые как Виктор Франкенштейн, кровожадные, но от этого не мение гениальные, маняки вроде Джека-потрошителя или профессора Мориарти, гениальные сыщики подобны Шерлоку Холмсу, и бесстрашные борцы за мир во всем мире подобны капитану Немо. Но нельзя забывать и про прекрасную половину человечества - сообразительные помощницы, отважные искательницы приключений, соблазнительные куртизанки.
В наши дни термин «стимпанк» трактуется очень широко – в этот жанр входят любые произведения, в которых технологии вторгаются в жизни любых миров от каменного века до миров магии и волшебства. Поэтому стимпанк можно разделить на две большие группы: альтернативно–исторический и фэнтэзийный.
В альтернативно–историческом стимпанке действия происходят в середине 19 или начале 20 веков. Нередко участниками событий становятся реально существовавшие люди или литературные герои классиков той эпохи. Примером АИ стимпанка являются такие произведения кинематографа как «Лига выдающихся джентльменов», «33 несчастья», «Хранитель времени», «Шерлок Холмс» и книга «Левиофан» Скотта Вестерфельда. Когда же мы говорим о фэнтэзийном стимпанке - мы подразумеваем миры, где паровые машины очень органично сплелись с магией и волшебством. Здесь можно упомянуть о книге Алексея Пехова «Пересмешник», игре «Арганум» и фильмах «Ван Хельсинг», «Видок», «Эдвард Руки-Ножницы».
Ну что ж, довольно теории, истории и слов. Произведения в стиле стимпанк сами расскажут за себя гораздо больше, чем я смогу написать. Читаем, смотрим, слушаем и наслаждаемся необычными мирами, в которых возможно все!

Книги:
«Пять недель в воздушном шаре» Жюль Верн
«Путешествие к центру земли» Жюль Верн
«20 000 лье под водой» Жюль Верн
«Машина Времени» Герберт Уэллс
«Война миров» Герберт Уэллс
«Повелитель двух океанов» Григорий Адамов
«Левиафан шагает по земле» Майкл Муркок
«Зловещая лесопилка» Лимони Сникет
«Предпоследняя передряга» Лимони Сникет
«Машина различий» Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг
«Вокзал потерянных снов» Чайна Мьевиль
«Шрам» Чайна Мьевиль
«Стеклянные книги пожирателей снов» Гордон Далквист
«Пересмешник» Алексей Пехов
«Стимпанк» Пол Ди Филиппо
«Последний Адмирал Заграты» Вадим Панов
«Красные камни белого» Вадим Панов

2 комментария:

  1. Хочу добавить еще пару-тройку фильмов, которые можно отнести к этому направлению: «Гиперболоид инженера Гарина» (1965), «Раз, два — горе не беда!» (1982) и «Дикий, Дикий Запад» (1999).

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитала книгу "Стимпанк" Пол Ди Филиппо. Ну что сказать - книга грубоватая, слегка я бы сказала "грязноватая" но в общем неплохо. Не скажу что это гениальное творение, но книга выдержана в стили АИ-стимпанка и читается довольно легко.

    ОтветитьУдалить