воскресенье, 7 октября 2012 г.

Светская культура. Как держать себя

В этой главе я хочу познакомить вас с выдержками из книги "Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной". Цитировать саму книгу я не считаю нужным, так как воспринимать язык конца 19 века современному человеку довольно напряженно, поэтому сделаю краткие выдержки.
Итак, хорошая манера держать себя - есть большею частью последствие наблюдений и подражаний, привычка самообладания и сдержанности. Путь к этому не труден, следует только наблюдать за собою и за другими.Сказать в чем собственно заключается хорошая манена вести себя почти невозможно, гораздо легче перечислить, хотя и не все, но некоторые мелочи, которые должны быть изгнаны из хорошего общества.

***
 Дамы и молодые девушки должны следить, чтобы сидя туловище их имело прямое, свободное положение: нельзя откидываться или облокачиваться на спинку стула, качаться на стуле или перекладывать ногу на ногу (последним грешат очень многие современные барышни). Нельзя болтать ногами, барабанить по столу, шептаться, временами поглядывая на кого-либо из присутствующих.
***
Искусство молчать. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях должна, прежде всего, стараться усвоить себе искусство уметь вовремя молчать. Конечно, это не означает безусловное молчание, напротив, для того чтобы быть хорошим собеседников надо уметь приятно и хорошо говорить, ведь в противном случае можно прослыть за особу ограниченную. Безусловно осуждалось как чрезмерное любопытство, так и невоздержанность в изложении каких-либо новостей, особенно если эта новость была сообщена под секретом. Не менее серьезна чем болтливость - страсть навязывать свои советы. Если совета не спрашивали, то лучше молчать, в противном случае, давая совет, надо быть очень осторожным.
***
Хорошо говорить и уметь поддерживать разговор - большое искусство. Особы, бывающие в обществе, должны уметь говорить о пустяках. Однако болтовня не должна сделаться синонимом сплетен со всеми неприятными последствиями. Болтовня должна иметь целью доставить удовольствие, приятно скоротать время и заставить всех присутствующих сожалеть, что больше нельзя ее слышать или принимать в ней участие. Не следует говорить об одной лишь погоде или о хозяйстве и сопряженных с ним неприятностях, болтовня должна переходить с одного предмета на другой, затрагивая таким образом самые разнородные вещи: новости дня, празднества, новейшие литературные произведения, художественные выставки, пьесы в театрах и т.д. Подводя итог сказанному - болтовня - всеобщее достояние, в которой каждый может принять участие.
***
О формах обращения при разговоре. Хорошим тоном считается, чтобы обращаясь к тому или другому лицу, называли его по имени или титулу. В особенности это следует придерживаться при коротких вопросах и ответах. Не следует отвечать просто: "да" или "нет", всегда следует прибавить: "да, дядя", "конечно, кузина". На непонятный вопрос никогда не надо спрашивать просто: "что?" или "как?". Всегда следует удлинить фразу, например, "извините, я не поняла", "как вы сказали?". В России принято называть знакомых по имени и отчеству, по чину или титулу, но дамам следует избегать в разговоре упоминать чин, хотя если личность титулованная, то дама не поступит против хорошего тона, используя в обращении титул.

3 комментария:

  1. Актуальные до сих пор правила.
    По поводу "ноги на ногу" тут интересный момент. На многих картинах и картинках того периода я видела что барышни сидят именно закинув ногу на ногу, но конечно не так гипертрофированно как современные дамы . Причем сидят именно в обществе, а не на отдельном портрете возлежа на тахте (хотя и такое есть).

    ОтветитьУдалить
  2. По поводу ноги на ногу могу сказать только следующее: те правила, которые я выложила, предназначены для молодых людей, только начинающих свой путь в светское общество. Представить молоденькую девушку, сидящую в такое позе, вряд ли возможно. А вот дамы, которые уже зарекомендовали себя в "свете", могут позволить себе и отступление от правил, у них уже выработалось то самое чувство "дозволенности", которое они могут допустить, и чутко определяют тот край, через который переступать не рекомендуется.

    ОтветитьУдалить